среда, 2 октября 2013 г.

Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время


Эпоху, пришедшую на смену Средневековью, не случайно назвали Новой. Она принесла с собой глубокие перемены
во все сферы жизни общества. Стало формироваться и
новое понимание общества и человека в нем. В этот период было выдвинуто много новых идей, оригинальных подходов, призванных помочь глубже осмыслить общественную реальность.





Кризис средневековых представлений о человеке и обществе
На уроках истории мы узнали, что мировоззрение европейцев в Средние века полностью определялось христианством. Философия была призвана подтверждать религиозные истины, не случайно ее называли «служанкой богословия».


Средневековье имело своих титанов мысли. 
К их числу следует отнести в первую очередь
Августина (354—430 гг.),
создавшего учение о  «Божьем Граде и Граде Земном» 






Своего рода синтез учения Аристотеля и христианства
предложил другой выдающийся мыслитель той эпохи
Фома Аквинский (1225(26)—1274 гг.). 
Благодаря разуму человек в состоянии распознавать
универсальные сущности в вещах. 



Первые удары по средневековому образу
мышления нанесли те, кто совсем
не желали подрывать духовный 
авторитет церкви,— приверженцы теологии,
францисканцы Р.Бэкон (1214—1292 гг.)
и У. Оккам (1285—1349 гг.).  





Бэкон пришел к мысли о необходимости более четкого разграничения разума и веры, что неизбежно вело к ослаблению зависимости классической философии от теологии.
У. Оккам утверждал, что реальность Бога нельзя установить логическими средствами, нельзя его познать и через чувственный опыт; единственный путь к Богу — это вера.




Новую брешь в традиционных представлениях
пробили М. Лютер (1483—1546 гг.)
и его сторонники. Вера не только единственная,
но прямая инепосредственная связь с Богом. 
Церковно-обрядовое понимание спасения было
подвергнуто критике.








Развитие эмпирических исследований привело
вскоре к исключительным успехам в области
науки. Н. Коперник предложил новую
астрономическую модель с Солнцем 
в центре планетной системы. 




Огромный вклад в развитие математики и
естествознания внесли Г.Галилей и И. Ньютон.
Наука, становится верховным 
авторитетом в вопросах истины. Поиски более
светских обоснований захватили и философские
исследования, направленные на осмысление
общества и его институтов.






Политика и государство: новый взгляд
Исходным пунктом рассуждений философов Возрождения и Нового времени об устройстве общественной жизни выступает уже не столько общество как целое, сколько отдельный человек, индивид, который в основе своей эгоистичен. Чтобы обуздать его эгоизм, требуется внешняя сила, которая и приходит в лице государства.



Именно из этих посылок исходят такие
мыслители, как Н. Макиавелли (1469—1527 гг.).
Макиавелли создал своего рода учение 
о механике правления. Целью политики он считал
приход к власти и ее сохранение, создание стабильного
государства. Суверенный государь сам устанавливает
законы и моральные нормы.
Таким образом, он стоит выше морали и права.





Другой английский философ — Дж. Локк (1632—1704 гг.), 
развивавший идеи Гоббса, пришел к выводу о
нецелесообразности такой концентрации верховной
власти в одних руках либо в одном органе.
Локк выдвинул идею разделения законодательной
и исполнительной власти.






Позднее французский философ Ш. Монтескье (1689—1755 гг.)
сделал вывод о необходимости выделения третьей
независимой ветви власти — судебной.
Так оформилась и постепенно утвердилась
в общественном сознании важнейшая
политико-правовая мысль новой эпохи —
идея разделения властей.







Просвещение: вера в разум и прогресс
Яркий период, вошедший в историю как эпоха Просвещения, выдвинул целую плеяду выдающихся мыслителей. Философы-просветители возвышали человека.


«Из всех живых существ человек наиболее совершенен»,
— утверждал французский философ Вольтер (1694— 1778 гг.).









Философы того времени полагали, что люди по своей природе добры и стремятся не столько к блаженству в загробном мире, сколько к достойной жизни, благосостоянию в реальном обществе. И эта цель достижима при опоре на науку и просвещение. Последнее поможет преодолеть существующие в обществе суеверия, невежество, нетерпимость. Просвещенные, образованные люди неизбежно становятся и более нравственными. Сама возможность для общества перейти в новое, лучшее состояние говорит о прогрессивном характере общественного развития. Таким образом, взгляд на общественно-исторический процесс вновь изменился: от идеи круговорота к постулату о линейном движении общества по основным вехам библейской истории, а затем к тезису о поступательном движении человечества к развитому обществу.

Особо следует сказать о взглядах французского
философа Ж.-Ж. Руссо (1712—1778 гг.), который
разделял многие идеи просветителей, но в то же
время по ряду важных вопросов выдвигал собственные.







Как и просветители, Руссо считал человека добрым по природе. Он считал, что проникающее в сознание и поступки людей зло связано не с их невежеством, а с самой цивилизацией: городская жизнь и науки извращают то естественное, что есть в человеке.

Становление общественных наук
Многие столетия, как уже отмечалось, взгляды на общество, на природу формировались в рамках философии. В XVII в. естественные науки обрели самостоятельный статус. В конце XVIII—XIX в. шло становление научного обществознания.


Экономическую теорию на научном уровне 
впервые изложил в своих трудах английский философ,
экономист А. Смит (1723—1790 гг.).
Он исследовал влияние разделения труда на эффективность
производства, развил идею о труде как главном источнике
общественного богатства, обосновал теорию стоимости. 




Термин «социология» ввел Конт (1798—1857гг.). 
Он стремился отделить научное исследование
общества от «философских спекуляций», призывал
изучать реальные факты общественной жизни.







Справедливое общество и пути к нему
Немало мыслителей выдвигали свои проекты идеального общественного или государственного устройства. В предыдущем параграфе речь шла о «правильном государстве» Конфуция и идеальном государстве Платона.
Идеи вторых основоположники марксизма назвали утопическим социализмом за то, что путь к новому обществу, по мнению французских философов, лежал через развитие производства, науки, просвещения народа.

Марксисткое учение об обществе
Из курса истории мы знаем, какие значительные изменения во всех сферах жизни произошли в государствах, вступивших в индустриальную (капиталистическую) стадию развития. Свое теоретическое объяснение этим трансформациям, свой прогноз относительно тенденций дальнейшего общественного развития дали К. Маркс (1818—1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820—1895 гг.).
Производительные силы и производственные отношения образуют в совокупности способ производства, который служит основой общественно-экономической формации. Производственные отношения— это базис общества, определяющий его надстройку: государственный строй, правовые формы, политические, философские теории, нравственные установки, религиозные воззрения.
Классики марксизма полагали, что на смену капитализму должна прийти новая формация — коммунистическая, основанная на общественной собственности, подлинно справедливом распределении материальных благ (сначала «по труду», а затем «по потребностям»). «На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством к жизни, а сам станет первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы, и все источники общественного богатства польются полным потоком, — лишь тогда можно будет преодолеть узкий горизонт буржуазного права и общество сможет написать на своем знамени: «Каждый — по способностям, каждому — по потребностям!»



В. И. Ленин (1870—1924 гг.), в отличие от социалистов
- утопистов, считали, что только острое классовое
противоборство, социальная революция могут
открыть дорогу к новому строю.







Социально-философская мысль XX в.
Марксистское учение стало одним из наиболее влиятельных в XX столетии. При этом оно существовало как в радикальном варианте, сторонники которого особое значение придавали его революционным аспектам, так и в более умеренном, реформистском виде. Первой трактовки марксизма придерживались российские революционеры во главе с Лениным, вторую точку зрения исповедовали западноевропейские социал-демократы. Помимо новых «версий» марксизма, в западном обществознании появился и получил развитие ряд теорий общественного развития.
Одним из направлений общественной мысли стал технократизм. Его сторонники исходят из убеждения, что решающим фактором общественного развития выступают техника, производственные технологии.



Идеи технократизма отражены в трудах 
американского экономиста Дж.Гэлбрейта.






Появление компьютерной техники вызвало новый всплеск интереса к технократическим идеям. Вместе с тем сегодня немало их критиков. Обращается внимание на то, что преувеличение роли техники и индустрии в целом в общественном развитии обусловило варварское отношение к природе и поставило перед современным человечеством проблему выживания. Указывается также, что сторонники технократических взглядов недооценивают роль таких важных сторон в жизни общества, как духовная культура.
Влиятельным философским направлением в XX в. стал экзистенциализм. Его сторонники видят историчность существования человека в том, что он всегда находится в определенной ситуации, с которой вынужден считаться. Вместе с тем человек в состоянии выйти за отведенные ему временем, конкретной ситуацией пределы и стать свободным. Свободу можно обрести направленностью своей жизни на нечто, выходящее за границы диктующей свои правила ситуации.
Из этой темы, мы можем вывести несколько основных понятий и терминов: гуманизм, разделение властей, социалистический идеал, марксизм, технократизм, экзистенциализм;
социальная статика, социальная динамика.

Комментариев нет:

Отправить комментарий