четверг, 30 октября 2014 г.

Социальные интересы и формы социального взаимодействия

Социальные интересы
Социальные интересы - это осознанные потребности, реальные причины действий, событий, совершений, стоящие за непосредственными внутренними побуждениями участвующих в этих действиях идивидов, социальных групп, классов.

Социальный интерес можно рассматривать как внутреннюю побудительную причину, направляющую деятельность субъекта на удовлетворение потребностей. Сущность интереса состоит в необходимости реализации данной потребности посредством объективного включения субъекта в общественные отношения.

Интересы можно классифицировать по следующим группам:
  • в зависимости от социальной структуры - индивидуальные, групповые, политические, духовные;
  • от отражения - реальные, абстрактные, мнимые, стихийные и осознанные;
  • от тенденций общественного развития - прогрессивные, консервативные, реакционные.
Реальное осознание интересов складывается в политической сфере, где происходит согласование интересов по основе разных форм взаимодействия субъектов. 

Формы социального взаимодействия

Социальное взаимодействие - это процесс обмена социальными действиями между двумя акторами (участниками взаимодействия) и более.


Признаки социального взаимодействия:
  1. Оно предметно, т.е. всегда имеет цель или причину, которые являются внешними по отношению к взаимодействующим группам или людям;
  2. Оно внешне выражено, а потому доступно для наблюдения; этот признак обусловлен тем, что взаимодействие всегда предполагает обмен символами, знаками, которые расшифровываются противоположной стороной;
  3. Оно ситуативно, т.е. обычно привязано в какой-то конкретной ситуации, к условиям протекания (например, встреча друзей или сдача экзамена);
  4. Оно выражает субъективные намерения участников.
Взаимодействие - коммуникация.

Условия социального взаимодействия:
  1. участники взаимодействия должны обладать психикой и органами чувств, т.е. средствами, позволяющими узнать, что чувствует другой человек, через его действия, мимику, жесты, интонации голоса и т.д.
  2. участники взаимодействия должны одинаковым образом выражать свои чувства и мысли, т.е. использовать одни и те же символы самовыражения.
Взаимодействие может рассматриваться как на микроуровне, так и на макроуровне.

Взаимодействие на микроуровне - это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, группы друзей и т.д.

Взаимодействия на макроуровне разворачивается в рамках социальных структур, институтов и даже общества в целом.

Виды социального взаимодействия:
  1. физическое;
  2. вербальное, или словесное;
  3. невербальное (мимика, жесты);
  4. мысленное, которое выражается только во внутренней речи.
Сферы социального взаимодействия:
  • экономическая;
  • политическая;
  • профессиональная;
  • демографическая;
  • семейно-родственная;
  • территориально-поселенческая;
  • религиозная.
Формы социального взаимодействия:
  1. Кооперация - сотрудничество индивидов для решения общей задачи;
  2. Конкуренция - индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами);
  3. Конфликт - скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.
Типы социального взаимодействия:
  1. Обмен идеями;
  2. Обмен волевыми импульсами, при которых люди согласуют свои действия для достижения общих целей;
  3. Обмен чувствами, когда люди объединяются или разделяются на основании своего эмоционального отношения к чему-либо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий