Социальные интересы
Социальные интересы - это осознанные потребности, реальные причины действий, событий, совершений, стоящие за непосредственными внутренними побуждениями участвующих в этих действиях идивидов, социальных групп, классов.
Социальный интерес можно рассматривать как внутреннюю побудительную причину, направляющую деятельность субъекта на удовлетворение потребностей. Сущность интереса состоит в необходимости реализации данной потребности посредством объективного включения субъекта в общественные отношения.
Интересы можно классифицировать по следующим группам:
- в зависимости от социальной структуры - индивидуальные, групповые, политические, духовные;
- от отражения - реальные, абстрактные, мнимые, стихийные и осознанные;
- от тенденций общественного развития - прогрессивные, консервативные, реакционные.
Реальное осознание интересов складывается в политической сфере, где происходит согласование интересов по основе разных форм взаимодействия субъектов.
Формы социального взаимодействия
Социальное взаимодействие - это процесс обмена социальными действиями между двумя акторами (участниками взаимодействия) и более.
Признаки социального взаимодействия:
- Оно предметно, т.е. всегда имеет цель или причину, которые являются внешними по отношению к взаимодействующим группам или людям;
- Оно внешне выражено, а потому доступно для наблюдения; этот признак обусловлен тем, что взаимодействие всегда предполагает обмен символами, знаками, которые расшифровываются противоположной стороной;
- Оно ситуативно, т.е. обычно привязано в какой-то конкретной ситуации, к условиям протекания (например, встреча друзей или сдача экзамена);
- Оно выражает субъективные намерения участников.
Взаимодействие - коммуникация.
Условия социального взаимодействия:
- участники взаимодействия должны обладать психикой и органами чувств, т.е. средствами, позволяющими узнать, что чувствует другой человек, через его действия, мимику, жесты, интонации голоса и т.д.
- участники взаимодействия должны одинаковым образом выражать свои чувства и мысли, т.е. использовать одни и те же символы самовыражения.
Взаимодействие может рассматриваться как на микроуровне, так и на макроуровне.
Взаимодействие на микроуровне - это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, группы друзей и т.д.
Взаимодействия на макроуровне разворачивается в рамках социальных структур, институтов и даже общества в целом.
Виды социального взаимодействия:
- физическое;
- вербальное, или словесное;
- невербальное (мимика, жесты);
- мысленное, которое выражается только во внутренней речи.
Сферы социального взаимодействия:
- экономическая;
- политическая;
- профессиональная;
- демографическая;
- семейно-родственная;
- территориально-поселенческая;
- религиозная.
Формы социального взаимодействия:
- Кооперация - сотрудничество индивидов для решения общей задачи;
- Конкуренция - индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами);
- Конфликт - скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.
Типы социального взаимодействия:
Комментариев нет:
Отправить комментарий